Ожидать ли дальнейшего подорожания топлива на АЗС?

02.03.2021 14:00:00

Нефтепродукты на украинских АЗС дорожали весь февраль, несмотря на заметенные снегом дороги. В чем причина и чего ждать?
 
По данным консалтинговой компании "А-95", средняя цена бензина А-92 только за последнюю неделю выросла на 1,24 грн до 27,21 грн за литр, бензина А-95 — на 1,23 грн до 28,22 грн, дизельного топлива — на 1,21 грн до 27,63 грн за литр.
 
Всего же по сравнению с концом января цены на бензин А-92 повысились на 2,3 грн, А-95 — на 2,28 грн, а дизтоплива — на 2,29 грн за литр.
 
Директор специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев приводит свои подсчеты роста цен на топливо — за последнюю неделю бензин А-95 подорожал на 1,5 грн, дизельное топливо — на 1 грн, а за февраль цены выросли, соответственно, на 3 грн и на 2,5 грн.
 
По словам Геннадия Рябцева, основная причина роста цен в рознице — повышение оптовых цен на границе. "Украина покупает 70% топлива из-за рубежа, и если на границе рост цен превышает 10%, то это приводит к тому, что растут и цены внутри страны. И каждый процент роста на границе — это примерно 10 коп. роста на заправках через 2 недели. А 10% роста на границе — это уже гривня на АЗС", — пояснил он.
 
Причина же скачка цен на границе — повышение цен на нефть на мировом рынке. "Формируется спекулятивные панические настроения на финансовых рынках, а они тянут рынки сырьевые. На ожиданиях роста спроса на нефть котировки очень сильно выросли, превысили $60 за баррель, и такое формирование восходящего тренда котировок повлияло на цену реальной нефти. И после этого повысили цены компании, которые торгуют нефтепродуктами, и такая цепная реакция докатилась до Украины", — описал эксперт цепочку взаимосвязей.
 
В последние четыре месяца нефть подорожала: если еще в начале ноября 1 баррель марки Brent стоил $40, а WTI — $34, то сегодня уже $65,25 и $62,33 соответственно. Только за февраль цены выросли на обе марки на 16%.
 
Директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн напомнил, что мировые цены на нефть с октября выросли с $37 до $67 за баррель, закупочные (оптовые) цены на топливо за этот период — на 4 грн за литр, а розничные — в среднем на 4,05-4,19 грн за литр.
 
Кроме того, по словам Геннадия Рябцева, в повышение цен на топливо подлила масла и группа "Приват", контролируемая Игорем Коломойским и Геннадием Боголюбовым, в которую входят заправки сетей «Авиас», ANP, «Укрнафта» и другие. Эксперт пояснил, что АЗС этих сетей — своеобразный якорь, который держит основные компании, торгующие топливом в нижнем ценовом сегменте. Они с осени прошлого года цены не меняли, а теперь повысили их сразу на 2 грн за литр, и все остальные АЗС, которые ни них ориентируются, сразу последовали их примеру. "И в итоге цены в рознице поднялись больше, чем ожидалось", — отметил Геннадий Рябцев.
 
Роль этой неформальной группы отметил и директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн. По его словам, этот крупнейший игрок на рынке впервые с начала ноября поднял цены только 27 января, хотя цены на нефть к тому времени уже выросли в полтора раза. "Они три месяца держали цены неизменными — с октября по январь, и отчасти это привело к усиленному сжатию ценовой пружины и ее резкому распрямлению в феврале", — отметил он.
 
По словам Сергея Куюна, многое в ценах определил провальный январь: праздники, локдаун, сильные морозы. "Потребление — минимальное, а контракты требуют от трейдеров полного выкупа объемов у поставщиков, в итоге часть ресурса по старым ценам перешла на февраль", — сказал он. Также эксперт отметил сильный фактор «бодяжников»: на рынке огромный объем безналогового фальсификата, который позволяет вообще не замечать рыночных колебаний на легальное топливо. "Но к концу месяца запас прочности закончился у всех. И, как видим, еще не конец. Снег сошел, потребление оживает, реакция на мировые тенденции станет более оперативной", — сказал он.
 
Других факторов, которые могли бы повлиять на цену топлива в последний месяц, не было — гривня стабильна, а аграрные производители, которые активизировались перед началом весенне-полевых работ, на рынок не влияют. "Крупные аграрные компании самостоятельно закупают топливо у производителей, у них собственные поставщики и контракты с переработчиками нефти. А кто поменьше — покупают на заправках", — пояснил Геннадий Рябцев.
 
Для дальнейшего повышения цен на топливо уже нет экономических предпосылок, и этот тренд должен закончиться, считает Геннадий Рябцев. "Тот рост оптовой цены, который уже произошел, он уже выбран розницей, и если гривня вдруг не пойдет вниз, то в ближайшее время будет стабилизация цен на топливо. За исключением, может быть, сжиженного нефтяного газа — здесь, скорее всего, рост продолжится", — сказал он.
 
В то же время Сергей Куюн считает, что потенциал подорожания топлива еще не исчерпан: поскольку оптовые цены выросли значительно больше, чем розничные. "Закупочная цена на бензин выросла на 1,77 грн больше, чем розничная. Для дизеля потенциал составляет 1,57 грн/л. И это при условии стабильных цен на нефть", — сказал он.
 
Поэтому теперь автовладельцам можно успокоиться по поводу мировых котировок на нефть (если они, конечно, не рванут вверх) и начать переживать за стабильность национальной валюты, поскольку девальвация гривни на 0,5 грн по отношению к доллару дает потенциал роста цен на АЗС на 0,3 грн. Однако, если прислушаться к Сергею Куюну, розничные продажи ждет еще один отголосок всплеска мировых цен на нефть. Если же говорить о факторе курса нацвалюты, то здесь все оптимистичнее. Обесценивание гривни отражается на ценах на АЗС только спустя две недели. Да и согласно прогнозам финансовых аналитиков, пока что нет причин для сильного падения нацвалюты, скорее наоборот.
 











Присоединяйтесь к нам