В Донецком областном драматическом театре состоялся спектакль "Libertango" по пьесе Павла Арье "Слава героям" (ФОТО)

19.02.2019 18:00:00

В преддверии Дня Героев Небесной Сотни, 15-го февраля, в Донецком областном драматическом театре в Мариуполе прошёл спектакль «Libertango» по пьесе современного украинского драматурга Павла Арье «Слава героям».
 
Премьера данной постановки состоялась в 2016-м году и вызвала резонанс не только среди заправских театралов. Постановка и сценография – Анатолия Николаевича Левченко. На сцене разворачивается драматичная история о последних днях жизни двух участников Второй мировой войны: старшего лейтенанта Советской армии Андрея Чумаченко (роль исполнил Валерий Сарбей) и бойца Украинской повстанческой армии Остапа Шемели (роль Анатолия Шевченко). 
 
Госпиталь. Два пожилых человека серьёзно больны. Оба – сердечники и нуждаются в операции. Сформировавшиеся и проведшие молодость в двух разных мирах, идейно и политически диаметрально противоположных, разделённые ненавистью и категорическим неприятием – теперь волею судеб оказавшиеся в одной палате – оба пожилых человека теперь не могут игнорировать друг друга. Происходит отнюдь не дружелюбное знакомство, когда каждый из ветеранов узнает, кем же был его сосед в годы Великой войны. Страсти кипят, скованные четырьмя больничными стенами и тяжёлым недугом, пожилые люди хотели бы, да не могут избежать нежелательного соседства. Каждый из них повторяет: «Я может тоже хочу сейчас быть со своими!». Но от тяжёлой реальности никуда не уйти. Так уж получилось, что им до конца спектакля / жизни предстоит оставаться вместе… 
 
Сделаем небольшую паузу для знакомства с автором пьесы. Павел Арье уже давно живёт в Германии (Кёльн), хотя родился (1977 г.) и вырос во Львове. Испробовал себя в разных амплуа, однако всегда – непосредственно с привязкой к театральному искусству. Принимал участие в программе сотрудничества британского театра «Ройал-Корт», победитель всеукраинского литературного конкурса «Коронация слова-2011», ряд его пьес получили сценическое воплощение в Украине и Германии. С 2016 года художественный руководитель Львовского драматического театра имени Леси Украинки. Автор более десятка пьес. 
 
Арье – сторонник социального театра, быстро реагирующего на события в обществе. Театр, близкий ему, –  это, прежде всего, актуальная сцена, в режиме реального времени отображающая жизнь современников. Современный театр говорит «здесь и сейчас», позволяя зрителям ощущать связь с происходящим на подмостках. 
 
…Итак, битва продолжается и конца края её не видно. Это и не мудрено, ибо слишком много пережито невзгод представителями старшего поколения. И дело не только в том, что они в молодые годы стреляли друг в друга, а очень важно, что делали это вполне осознано и не отказываются от своих взглядов и ныне. Кто-то назовёт их «вечно вчерашними» и осудит за недостаток гибкости, но этим людям не понять психологию настоящего солдата, который не менял и не меняет взглядов в зависимости от политической коньюктуры. Оба опытных актёра отлично передали умонастроение реальных прототипов, которых сегодня осталось очень мало.
 
Главные герои постоянно возвращаются к воспоминаниям о прошлых временах: детстве, юности, войне, боевых потерях. В эти моменты появляются проблески взаимопонимания –  солдат может понять другого солдата, пусть даже воевавшего на противоположной стороне. Иногда кажется, что участники войны близки к примирению и вот-вот давней ненависти придёт конец. И всё-таки до подлинного примирения ещё слишком далеко. Война не закончена, пока жив последний солдат. Даже вопреки человеческой воле война продолжает жить внутри них.
 
Спектакль длится без антракта почти два часа, наполненных напряжением, несмотря на то, что место действия не меняется – от начала до конца всё происходит в палате государственного госпиталя для ветеранов. Стоит отметить удачную сценографию – специфический интерьер и распорядок больничных будней поставлены весьма реалистично. У каждого из пациентов непростые отношения с младшим поколением: у Степана Ильковича с внучкой Аней, которая работает в этом же госпитале медсестрой (роль Лидии Ершовой), у Андрея Васильевича – с сыном Петром (роль Вадима Ермишина). Их семьям далеко до гармонии. Заботливая и ответственная Аня выросла под сильным влиянием деда, что заменил ей родителей, в то же время, посвятив всю себя ему, она живёт не своей жизнью, втайне завидуя сверстникам, привыкшим к более вольготному существованию. Несоответствие желаемого и действительного, экзистенциальная замкнутость на фигуре деда, кроме которого у неё никого нет, ещё даст о себе знать. С Петром всё проще: коммерсант, лишённый излишней чувствительности, идёт по жизни, руководствуясь интересами бизнеса и полностью полагаясь на свою деловую хватку. Он вроде бы с уважением относится к родителю, тем не менее зачастую смотрит на него свысока, не принимая важные для того принципы. Истинным вершителем судеб в госпитале, безусловно, является хирург-кардиолог Ирина Богдановна, роль которой убедительно исполнила Лариса Колесник. Сменщица Ани – медсестра Оля (роль Светланы Ивкиной) предстаёт пред нами разговорчивой простушкой, к слову единственным русскоговорящим действующим лицом пьесы, уж так тенденциозно решил автор, который обозначил её как похожую на медведя. Время от времени на сцену выходят танцоры, исполняющие страстное танго. Порой и актёры начинают говорить языком аргентинского танца, подчёркивая драматизм, усиливая эмоциональное напряжение. 
 
Пётр, познакомившийся с Аней во время посещения отца, пытается завязать с ней романтические отношения, но строгий дед пресекает развитие любовной связи. И вот наступает момент, когда пациентов палаты потрясает известие: после очередной смены власти в Украине участники УПА вычеркнуты из списка ветеранов, следовательно, Остап Илькович отныне не может претендовать на бесплатную операцию. Аня сокрушена, её горю нет предела. Как ей спасти родного человека? С этим вопросом она обращается к хирургу. Ирина Богдановна после недолгих раздумий приходит к вполне предсказуемому выводу: она требует от Ани пять тысяч долларов – ну, конечно же, не для себя, а для персонала и руководства. Аня судорожно ищет названную сумму. Рассказав о сложившейся ситуации соседу дедушки по палате Андрею Васильевичу, она слышит от него обнадёживающее предложение. Он обязательно попросит состоятельного сына, и деньги будут найдены. Пётр поначалу наотрез отказывается помогать чужим людям, но отец ставит вопрос ребром. И Пётр сдаётся. Деньги у Ани. Возникает другая проблема. Остап Илькович, узнав, что помощь, предоставленная ему, исходит от закоренелого врага, приходит в бешенство. «Внутрипалатный» скандал разгорается с новой неистовой силой – воин УПА требует от советского ветерана забрать назад свои подачки. А бывший руководитель артиллерийской батареи говорит, что для него это – дело чести, и от своего решения он не откажется. Между пожилыми людьми начинается драка: в ход идут палки, костыли, все подручные предметы. Обороняясь, Андрей Васильевич внезапно извлекает припрятанный наградной пистолет. Появившаяся в палате Аня изо всех сил толкает своего пациента и отнимает оружие. Андрей Васильевич падает на пол и теряет сознание. Начинается судорожная борьба за жизнь умирающего. Но ни инъекции, ни массаж сердца, ни применение дефибриллятора не приносят положительного результата.
 
Смерть зафиксирована в шестнадцать часов сорок две минуты. Поздним вечером в конце Аниной смены приходит Ирина Борисовна, требуя долгожданный «гонорар». Аня, занятая гигиенобработкой сходившего под себя дедушки, в отчаянии посылает доктора куда подальше. Ирина Борисовна не привыкла к подобному обращению; разговор ведётся на повышенных тонах. Медсестра идёт ва-банк, отказываясь давать взятку за операцию. Зав. отделением в ответ грозится вышвырнуть её деда из госпиталя. Анна в свою очередь вполне обоснованно предупреждает её об уголовной ответственности за практикуемые методы работы, и нельзя не поверить в её решимость во что бы то ни стало добиться своего. Расчётливый эскулап делает вывод: сегодня лучше не обострять ситуацию и провести оперативное лечение за счёт госпиталя. В качестве бонуса она дарит Ане ворованные медикаменты, которые та вовсе не против принять. Так уж ли честна Аня, искренне произносящая: «Слава Богу, крадут у нас все и повсюду, а то бы давно уже поздыхали». Моральный кризис современности затронул все слои общества, деформируя понятия чести и справедливости. 
 
Не дотянув до операции, Остап Илькович умирает в своей кровати, тем самым лишая жизнь Анны всякого смысла. Здесь Лидия Ершова талантливой игрой мало кого оставила равнодушным. Трагичным финалом заканчивается история больничной встречи Остапа и Андрея, в молодые годы чем-то напоминавших лихих сыновей Тараса Бульбы. На последних минутах сценическое действие сопровождается видеорядом скомпилированных кадров кинохроники разных лет, отображающих исторический путь нашего народа. 
 
О том, что удалось и не удалось режиссёру и актёрскому коллективу, судить как всегда зрителю. 
 
В скором времени читайте интервью с режиссёром Анатолием Левченко. 
 
Роман Емцев и Юлия Смышлякова для Мариуполь-экспресс
Фото Юлии Смышляковой
 





















Присоединяйтесь к нам