Жесткий локдаун и закрытие магазинов на выходные принесут больше вреда, чем пользы

11.11.2020 08:30:00

Жесткий локдаун и закрытия магазинов на выходные принесут больше вреда, чем пользы, пишет в колонке Экономической правды исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский
 
Представим, что в месяц мы возвращаемся в апрель этого года, когда закрыты магазины и ТЦ, кафе, общественный транспорт, школы и садики. Миллионы украинцев сидят без зарплат, чаще - женщины, дома с детьми, бедные, не имеющие собственных машин, и малый бизнес.
 
За это время власть должна была подготовить в больницах кровати с кислородом и систему отслеживания контактов зараженных вирусом. Но и сама власть оказалась неспособной сделать это за семь месяцев с марта. Какие есть основания ожидать, что за месяц-то изменится? Оснований нет.
 
Итак, если закрыть экономику, например, с 11 ноября по 10 декабря, то мы просто окажемся в ситуации, которая была месяц назад, и количество больных начнет расти с той же точки. И сразу после Нового Года и Рождества с семейными празднествами, мы получим холодный январь и еще более мощную вспышку эпидемии.
 
Что делать после этого? Закрывать всех по домам еще на три месяца до весны? Но люди уже и так без денег после локдаунив весной и в ноябре. Тогда есть два варианта - или платить за сидение дома, или весенняя стратегия "денег нет, но вы держитесь".
 
Последний вариант приведет к массовым протестам и саботажу ограничений. Платить же очень дорого.
 
Классический пример - Великобритания, где параллельно со вторым локдауном продолжили до марта программу частичной занятости. Тем, кто не может работать, платят 80% зарплаты, но не более 2500 фунтов в месяц, а самозанятым - до 7500 фунтов в месяц.
 
Британские коллеги посчитали, что в ноябре по программе получать средства будут 5,5 млн. занятых, и она будет стоить бюджету 6,2 млрд. фунтов в месяц.
 
Можно посчитать, сколько такая же программа стоила бы украинскому бюджету. Население Украины составляет 58% населения Великобритании, а средняя зарплата ниже в 7,5 раз. Получается 17 млрд грн в месяц. Это примерно 20% месячных поступлений в госбюджет Украины.
 
Итак, чтобы по-честному закрыть экономику, а не "вы держитесь", нужно убрать из других расходов, или напечатать 20% бюджета со всеми инфляционными последствиями.
 
Министерство здравоохранения тоже не верит в полное закрытие экономики и предлагает карантин выходного дня.
 
Это более мягкий вариант, предусматривающий закрытие предприятий торговли, кроме продуктовых и аптек, кафе и всех культурных заведений только в субботу и воскресенье.
 
Проблема этого варианта в том, что он не опирается хоть на какой-то анализ.
 
Во-первых, суббота и воскресенье не являются более активными днями потребительской активности. По данным ПриватБанка с трекера восстановления украинской экономики, количество клиентов, которые платят через терминалы банка, в воскресенье является наименьшей за неделю, в субботу - средней.
 
Во-вторых, риск заражения в магазинах, кафе / ресторанах и культурных заведениях кардинально отличается. Анализ британской правительственной комиссии SAGE, обнародованный в октябре, оценивает влияние закрытия кафе и ресторанов на распространение вируса как умеренный, спортклубов - как умеренно-низкий, но магазинов и общественного транспорта - как низкий.
 
Итак, Минздрав предлагает закрыть на выходные большую часть магазинов, хотя уже очевидно и доказано, что торговля не является значимым источником заражений. Это понятно с точки зрения здравого смысла - контакты между людьми в магазинах минимальные и непродолжительны, а масочный режим помогает еще минимизировать риск.
 
Более того, если магазины будут работать пять дней из семи, то в рабочие дни увеличится количество покупателей и их плотность в магазинах, увеличит вероятность заражения.
 
При этом в целом в розничной торговле в Украине работает 1,5 миллиона работников, существенная доля которых пострадает от таких ограничений при отсутствии логических оснований для них.
 
В-третьих, не имеет никакого смысла закрытия на выходные учреждений культуры, таких как кинотеатры или театры. Количество проданных билетов и рассадка регламентируется ежедневно, и риск в субботу и воскресенье не выше, чем в четверг и пятницу.
 
Итак, что делать, если обсуждаемые варианты приведут лишь к потерям, а не к ожидаемому результату?
 
Во-первых, все внимание власти должно быть не в обсуждении ограничений, а в том, как быстро увеличить количество коек с кислородом.
 
Это было очевидно еще в марте, но сделано очень мало - государство почти не тратило на это денег, свалив все на местные власти. Вместо строительства дорог следует немедленно направить деньги в больницы.
 
Во-вторых, каждый год мы увеличиваем расходы на Национальную полицию, а министр внутренних дел возглавляет министерство уже в пятом правительстве. Полиция выполняет свою работу, контролируя работу ресторанов, баров и клубов - вечеринки и рассадку гостей плечо к плечу точно могут подождать до весны.
 
Но это все только сгладит проблему, нас все равно ожидает тяжелая зима.
 
Радикальная альтернатива - словацкий вариант со сплошным тестированием граждан быстрым и точным тестом на антиген, который стоил соседнему правительству 4 евро за единицу.
 
Если раз в месяц проверять все население и изолировать их дома под контролем полиции, то можно успешно погасить вспышки на всю зиму. Лучше изоляция на 10 дней нескольких процентов граждан, чем всего общества на всю зиму.
 
Но такой вариант требует политического лидерства, эффективного менеджмента и выполнения Нацполицией своей работы, за которую мы платим налоги. К сожалению, власть все время склоняется к простым решениям, которые не дают хороших результатов.











Присоединяйтесь к нам