В Мариуполе премьера Народного театра "Театромания" осветилась телефонами зрителей (ФОТО)

02.03.2018 16:20:00

В Мариуполе, 24 февраля состоялась премьера постановки Народного театра «Театромания» по пьесе Григория Горина «Королевские игры». 
 
Действие разворачивается в Англии ХVI века. Разрыв с Римом, ликвидация католицизма, охлаждение отношений с Испанией, полное подчинение реформированной английской церкви абсолютному монарху, поглощение церкви государством и беззастенчивый грабёж церковных имуществ, нигде не проходивший в столь классических и неприкрытых формах. А все началось из-за любви к женщине. Жёны короля Генриха VIII – это особенная тема. Всего их насчитывалось шесть. С первой женой не получилось исполнить мечту о наследнике, чтобы тот продолжил династию Тюдоров. После стольких лет семейной жизни, Генрих предпочёл сделать новой королевой гордую и волевую аристократку Анну Болейн. Однако Папа Римский отказался развести августейших супругов. Взамен король, объявив английскую церковь независимой и став ее главным пастырем, самовольно освободил себя от брачных уз. «Моя безумная любовь к тебе зальет всю Англию кровавым океаном», – говорит Генрих жене. И действительно, страсть короля к Анне дорого обошлась стране… К слову, она стоила жизни и его возлюбленной. Генрих отнюдь не горевал, напротив, ведь после рождения дочери Елизаветы (вместо долгожданного сына) в свите пока ещё живой супруги он встречает новый объект для обожания – Джейн Сэймур. Прежняя супруга, став помехой, должна была умереть.
 
В 18.00 последний звонок для зрителей… На сцену выходят действующие лица первого акта. Для всех: зрителей, актёров, режиссёра – станет неожиданным то, что случится позже. Восьмимесячная подготовка к самому масштабному представлению «Театромании» не прошла даром. Спектакль держал в напряжении все два часа. Впечатлила уверенная игра Екатерины Королёвой, её Анне Болейн небезызвестный Константин Сергеевич сказал бы: «Верю!». На протяжении спектакля мы могли видеть ее: непокорной, растерянной, неприступной, обворожительной, властолюбивой претенденткой на престол и любящей матерью. Ее сценическая дуэль с мужественным и сомневающимся одновременно королем Генрихом VIII в исполнении Игоря Сигнаевского стала основной линией спектакля. «Драма с элементами иронии. Горин в этом прекрасен», – так отозвалась об авторе пьесы режиссер Наталья Гончарова. Каждое появление герцога Норфолка, в исполнении Дениса Мосияша становилось ярким моментом и вызывало отклик зрителей. Отлично вжился в роль лорда-кардинала Вулси Евгений Сосновский. В постановке задействован почти весь основной состав; интересен факт – одну из ролей, а именно королевского казначея Томаса Болейна исполнил руководитель «Театромании» Антон Тельбизов. Удачное музыкальное оформление было неотъемлемой частью действа – хорошее понимание материала, точно расставленные акценты. Только недолго музыка играла. В преддверии казни Анны Болейн все здание Дворца молодежи оказалось полностью обесточено. Погасли софиты, оборвалась звуковая дорожка… Без малейшей паузы и замешательства актерский состав продолжил работу. В первые несколько секунд после аварии реплики со сцены звучали в кромешной темноте. Но очень скоро зрители пришли на помощь, включив фонарики телефонов. Никто и не собирался покидать зал, представление продолжалось! Уже после, принимая поздравления, Екатерина Королёва скажет, что не появлялось и мысли прервать представление, актеры были готовы играть в темноте, двигаясь по сцене на ощупь. Казалось, в этих экстремальных условиях игра актеров стала только собраннее и выразительнее. Кульминационная сцена, сыгранная без сценической подсветки и музыкального сопровождения никого не оставила равнодушным. Зрители первого ряда, внезапно ставшие внештатными осветителями, помогли довести спектакль до успешного финала. Потом были крики «Браво!» рукоплескания и цветы, зал стоя аплодировал актерам и их руководителю – Наталье Гончаровой. В это время технический персонал зажег в холле все имеющиеся свечи, чтобы в такой романтической обстановке обеспечить бесперебойную работу гардероба.
 
Премьерный показ «Королевских игр» состоялся, несмотря ни на что. И, наверное, права Екатерина Королёва, так объяснившая поведение актерского состава: «Долгие трудные репетиции вырабатывают стойкость и уверенность, что в любой внештатной ситуации не нужно опускать руки». 24 февраля оказался гораздо более серьезным испытанием, нежели можно было ожидать, которое с честью выдержали и «Театромания», и ее преданные зрители!
 
Те, кто пропустил премьеру, могут увидеть её 3 марта, в 17.00 в ДК «Молодёжный».
 
После премьеры корреспондент Мариуполь-Экспресс взял интервью у режиссёра постановки Народного театра «Театромания» по пьесе Г. Горина «Королевские игры» Натальи Гончаровой.
 
- Какие эмоции Вы испытали после спектакля?
 
- Меня разрывает просто (смеется).
 
- Как Вы думаете, отсутствие музыки ухудшило обстановку? 
 
- Знаете, я ввожу музыку в последний момент, за неделю. Я всегда репетирую так, что говорю ребятам, если мы будем работать на голой площадке, без ничего, всё должно быть так, чтобы зрителю было интересно. Я всегда так говорила, но не думала, что это когда-нибудь произойдёт. 
 
- Тем не менее, благодаря этому произошла высокая концентрация. Все были сосредоточены на игре актёров. 
 
- И они очень-очень справились. Я боялась так, что даже не успела побояться. Просто вспышками сработало, и я думаю, ну всё капец. Молодцы. Ни секунды растерянности.
 
- Этот экзамен выдержали и вы, и публика. Чем для Вас оказалась притягательна пьеса Горина?
 
- Люблю Горина. Выбор пьесы связан конкретно с её автором. 
 
- Корректировался ли сценарий?
 
- Нам пришлось убрать одного из персонажей по технической причине. А так весь текст Гориновский.
 
- Как появилась задумка сочетать трагизм и иронию? 
 
- Это гениальный Горин сочетает, это не я сочетаю. Я старалась. Мне показалось, я почувствовала автора. 
 
- Это трагикомедия? Драма?
 
- Драма с элементами иронии. Горин в этом прекрасен. Он не перегибает никогда, гармонично балансируя между тем и тем.
 
- В пьесе поднимается тема любви. А что для Вас любовь в творчестве?
 
- Что касается работы режиссёра, я очень люблю репетиции. Любовь к человеку – это стимул развиваться. Ты понимаешь, что для кого-то делаешь, естественно, внутреннее состояние влияет на активность.
 
- Сколько заняла по времени подготовка?
 
- Мы начали подготовку в июне. Проблема театрального коллектива подобного рода, что у всех есть основное место работы, поэтому мы репетировали три раза в неделю, только лишь в последние две удалось каждый день уделять этому время. То один актёр работает, то другого нет, у кого-то смены не вписываются, тут и семьи, и дети. 
 
- Роли распределялись достаточно быстро или выбор был сложным?
 
- Я когда брала пьесу, то сразу всех распределила. Для меня очень важно, с кем работать. Если пьеса не расходится на коллектив, её не надо брать. Есть такая расхожая поговорка в театральном мире – «если нет Гамлета, не надо брать Гамлета». Мы с коллегой очень долго беседовали, я предложила попробовать, он прочитал. Было очень сложно и, слава Богу, – получилось. 
 
- Сложно найти взаимопонимание с актёрами? 
 
- Нет, если их заразить своей идеей.
 
- Какие содержательные приоритеты театра-студии? Чем планируете радовать зрителя в ближайшее время?
 
- Приоритеты студии – качественная драматургия. Направление – психологический театр с акцентом на подачу внутренних переживаний. Дальше мы собираемся ставить небольшую комедию на конец апреля. Скажем, не комедию в обычном понимании, а забавную историю. Она рассчитана на сорок пять минут на небольшое количество людей. Возможно, следующим автором будет знаменитый Дюрренматт. 
 
- Какой самый любимый спектакль, который Вы ставили?
 
- Знаете, они как дети, невозможно выбрать любимого. Я много ставила. Одно время мне нравились «Эти свободные бабочки», потом «Дикарь», «Отель двух миров»... Я, честно говоря, не могу сказать. На данный момент, конечно, «Королевские игры». Я не сплю, не ем пятый день, физически болею. Каждый новый спектакль становится любимым в процессе работы. У Анатолия Анатольевича Эфроса, чудесного режиссёра, на эту тему есть книга «Репетиция – любовь моя». 
 
- Какие режиссёры для вас служили образцом и ориентиром в Вашем профессиональном росте?
 
- Мне очень нравится Захаров (Марк Анатольевич – прим. авт.), безумно. Мне очень нравился Барсегян (Александр Сергеевич – прим. авт.), харьковский режиссёр, сейчас его уже нет. Товстоногова (Георгия Александровича – прим. авт.), конечно, постановки. Классика, ничего сверхъестественного. 
 
- А как Вы совершенствуете своё мастерство?
 
- С каждой новой пьесой. Новый материал, с которым работаю. Стараюсь искать. Я в постоянных поисках достойного материала. 
 
- Кто выступает в качестве критика Вашего творчества? Какой критике доверяете и насколько Вы самокритичны? 
 
- Самокритична. Наверно всей доверяю, вопрос в том, насколько я удовлетворена своей работой. Мне могут говорить, где плохо, и я понимаю, почему мне это сказали, и сейчас я уже знаю, что будет сказано, какие минусы. Но. Я знаю, что я делала, и я знаю, что именно так я хотела сделать. Я совершенно спокойно отношусь к критике, т.е. абсолютно, ведь каждый имеет право на своё мнение. 
 
- Насколько Вам помогает оценка проделанной работы? 
 
- В процессе работы я не слушаю. Всё. Да, есть какие-то мелкие моменты, когда глаз замылен, и это нормально. 
 
- Реакция зрителя имеет значение?
 
- Безусловно. А если говорить уже не о репетициях, это лакмусовая бумажка, когда ты стоишь в зале и понимаешь, ага, на это прореагировали, а на это нет, а вот на это, как интересно, а здесь я не думала, что воспримут так.
 
- Каков Ваш творческий девиз?
 
- Никогда себя не жалеть. Начинаешь себя жалеть, заканчиваешься для профессии. Всё. Как бы не было – иди вперёд. Взялся – работай, от тебя зависят люди, они тебе доверены. Как бы ни было сложно, чтобы руки не опускались. И в обратном порядке так – нет жалости к другим. 
 
- Какая концепция искусства Вам ближе: искусство как удовольствие, как образ жизни, как воспитатель людей или что-то другое?
 
- Не могу сформулировать одним предложением. Вдуматься и сделать для себя выводы, переосмыслить что-то в своей жизни, во взгляде на ситуацию, которую мы видим на сцене. Воздействовать так, чтобы зритель вышел и продолжал думать. Мне позвонили после премьеры «Отеля» со словами: «Мы в первый раз такое видели. Мы говорили цитатами оттуда, и я проснулся, думая, почему президент сказал именно так». Это прекрасно. 
 
- Какие новшества, изменения в современном театре Вас привлекают?
 
- Я приверженец достаточно классической формы, хотя смотря, что имеется в виду. Вы видели – у нас ничего нет. У нас есть символ, он один: сначала трон, он же колыбель, потом плаха. И собственно всё. И дальше помост. То есть ты либо сверху, либо внизу – определяйся. 
 
- Предположения насчёт развития театра в Украине, мариупольского в том числе?
 
- Конечно, он будет развиваться. Будем воспитывать зрителя хорошей драматургией, сейчас, например, взяли «Поминальную молитву» Горина – тоже великолепное произведение. 
 
- Есть ли у Вас какая-то творческая мечта, задумка или идея?
 
- Продолжать работать. 
 
- Каковы Ваши сильные и слабые стороны в профессии режиссёра?
 
- Касательно процесса работы над пьесой – меньше нервничать, точнее, в каких-то моментах быстрее и более сжато соображать. 
 
- Остаются ли для Вас ещё сложные постановки? 
 
- Конечно. Это безумно сложная постановка, это полотно. Там шестнадцать человек занято, там персонажи, ну вы видели, исторические. Это самая сложная постановка в моей жизни. От этого самая любимая. До следующей, я надеюсь (смех). 
 
- Недостижимые высоты в режиссёрском деле?
 
- Опять же – работать. А там посмотрим. Ставить хорошие спектакли, как сегодня. Я ни в коем случае не хочу хвалить себя, но когда погас свет и никто не ушёл, для меня вот это основное, скажем так, как зритель принимает. У меня сразу жизнь перед глазами, я понимаю – сейчас зритель будет уходить. Я даже не поняла, откуда пошёл свет. А потом повернулась, и знаете, как в каком-то фентези – оп – и всё, как будто это тоже пьеса. Притом, знаете, у нас финал на музыке, там всё на свете, она уходит, ну, красиво. Третьего числа, кстати, приходите финал посмотреть. 
 
- Спасибо за интервью. Желаем Вам воплощения самых смелых замыслов.
 
Юлия Смышлякова, Роман Емцев 
Мариуполь-Экспресс
 















Поделиться с друзьями

Присоединяйтесь к нам